«Консультирование родителей детей с особыми образовательными потребностями как одно из
направлений деятельности КППК»
Сегодня мы поговорим о том, как на базе КППК организовать и плодотворно вести консультативную практику.
Консультативная деятельность – это оказание помощи детям, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ООП. Особенностью консультативной работы в КППК является то, что непосредственным “получателем” психолого-педагогической помощи (клиентом)
является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, мы оказываем подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Мы только даём советы; реализовывать их – задача клиента. Несмотря на такую специфику консультативной работы с детьми с ООП, их
родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности КППК.
Консультативная работа в КППК предполагает следующие направления: в форме собственно
консультирования по вопросам обучения, воспитания и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы с родителями и участниками педагогического процесса в организациях образования.
Несмотря на неповторимость каждой консультации, всех родителей, тем не менее, эмпирически можно разделить на условные группы.
«Компетентные» родители.
Это наиболее
конструктивно настроенная часть родителей, имеющих адекватное представление о
работе консультанта. Они настроены на положительный контакт с консультантом и
готовы конструктивно обсуждать особенности своего ребенка. Можно быть
уверенным, что такие родители воспользуются рекомендациями консультанта.
«Некомпетентные скептики».
Эта категория
родителей вызывает максимальный дискомфорт у консультанта. Часто это люди,
видящие в консультанте либо «болтуна и дармоеда», либо «жаждущего поставить
клеймо». Они приходят со своей предвзятой установкой и часто не хотят слышать
то, что им говорит консультант. Именно у этой категории родителей особенно
сильна психологическая защита.
В работе с такими
клиентами желательно, во-первых, показать Вашу искреннюю заинтересованность в
успехах ребенка. Предоставьте родителям свободу выбора: прислушаться к Вашим
рекомендациям или нет. Покажите, что Вы искренне верите в то, что родителями
сделано все возможное для ребенка. Тем не менее, если Вам не удалось сделать из
этого скептика Вашего союзника, помните, что и Вы сделали все возможное.
«Формальные представители».
Обычно это бабушки
или другие родственники, которые просто «пришли за бумажкой». Будьте уверены,
что они имеют свои непоколебимые представления о своем ребенке и в будущем
будут винить в неудачах плохую наследственность, окружение и учителя. Такие
родственники также вряд ли будут внимательно слушать Вас.
Тем не менее,
покажите и Вы свою социальную «благонадежность»: отработайте эту бессмысленную
консультацию по полному плану и не забудьте похвалить малыша и его родителей.
Скажите им, что Вы верите в их педагогическую компетентность и опыт. Надо
сказать, что иногда «формального представителя» вполне удается превратить в
заинтересованное лицо.
«Родители «плохого» ребенка» («Жертвы обстоятельств»).
Это нечасто
встречающаяся категория родителей, которые изначально считают ребенка
«неудачником». Они как бы говорят: «Ну вот, я так и знала, что он хуже
других!». Именно этим
родителям,
несмотря даже на объективно низкие результаты, необходимо помочь поверить в
своего ребенка. Показать, что именно эмоциональное участие поможет малышу в его
учебе. Найти все его достоинства и нераскрытые возможности. Можно даже
показать, что основой его некоторых неудач является определенный ограниченный
недостаток, с которым можно работать целенаправленно.
«Бросающие» родители.
Иногда это не только родители–маргиналы. На консультации гораздо чаще встречаются вполне
добропорядочные родители, которые, с одной стороны, знают о проблемах своего
ребенка, а с другой – надеются, что «все обойдется без них». Они могут
прикладывать значительные усилия, чтобы обеспечить ребенка компетентной помощью
специалистов, но сами предпочитают избегать целенаправленной работы со своим
малышом. В этом случае особенно важно подчеркнуть значение содержательных
контактов ребенка именно с родителями. Акцент на материальном обеспечении
иногда может быть индикатором «реакции ухода» от проблем, связанных с ребенком.
Наконец, можно выделить категорию «симбиотичных родителей».
Такие родители всегда в курсе эмоциональных и познавательных проблем своего малыша. Они упорно
с ним занимаются, иногда даже оставив работу, оберегают от различных, с их
точки зрения нежелательных, контактов. Они пытаются как бы вылепить из своего
ребенка свой идеал. Ребенок растет в «оранжерейных» социальных условиях, тоскуя
по детским играм со сверстниками. Можно восхищаться самопожертвованием таких
родителей, но всегда следует помнить, что в таких случаях ребенок оказывается
жертвой проекции родительских проблем. Лишенные права на автономную
эмоциональную жизнь, такие дети быстро теряют интерес к учению и часто
производят впечатление «ненаигравшихся».
Безусловно, перечисленные категории родителей не являются исчерпывающими и Вы, возможно, имеете об этом собственные представления.
Специально проведенные исследования в области коррекционной педагогики позволили выделить ряд специфических особенностей личности родителей детей с особыми
образовательными потребностями.
Родители детей с нарушениями речи, слуха, зрения без снижения интеллекта:
- прилагают усилия
для компенсации нарушения в развитии ребенка;
- испытывают
озабоченность и чувство тревоги о будущем ребенка;
- адекватно
оценивают рекомендации специалистов медицинского и педагогического профиля.
Родители детей с нарушением интеллекта, как правило:
- агрессивны,
склонны к конфликтам или чрезмерно пассивны;
- склонны к
обвинению специалистов медицинского, педагогического профиля в проблемах
развития ребенка, пренебрегают их рекомендациями;
- занимают
позицию: «Мой ребенок нормальный, все само пройдет».
Родители детей со сложными нарушениями в развитии:
- испытывают
чувство вины за состояние здоровья ребенка или обвиняют медицинский персонал;
- настороженно
относятся к педагогам, с недоверием воспринимают их рекомендации;
- нервно истощены,
испытывают психологический дискомфорт, психологически нестабильны, внутренне
напряжены;
- характеризуются
недоверием к миру.
Данные особенности личности родителей детей с ОВЗ следует учитывать консультанту при планировании
и прогнозировании успешности консультативных бесед.
Основные этапы индивидуальной консультативной работы
Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий процесс, требующий
определённой организации. Для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам:
1. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по
поводу истории развития ребёнка может происходить в форме интервью).
2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его
общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.)
3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения
особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.
4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и
эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик.
Построение и принципы организации консультирования родителей детей с проблемами развития не
отличаются от консультирования обычно развивающихся детей. Однако проведение беседы с такими родителями требует от консультанта повышенного уровня знаний медицинского аспекта волнующих их проблем, а также готовности решать проблемы не только детей, но также семейных взаимоотношений и личностного статуса
каждого члена семьи. В большинстве случаев эти проблемы взаимосвязаны с вопросами успешности обучения детей и их несоответствия ожиданиям родителей, а также особенностям поведения детей и их социализацией вообще.
При организации консультирования родителей детей с ООП следует учитывать ряд особенностей их
личностной сферы: мотивацию обращения к консультанту, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы.
Мотивация, с которой родители приходят на консультацию
Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, составляют большинство из тех,
кто имеет детей с парциальными нарушениями без снижения интеллекта. Они практически всегда выступают инициаторами консультирования.
Немотивированные родители не знают, чем им может помочь консультант, часто не признают проблем
ребенка в эмоционально-личностной сфере и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с консультантом. Практически всегда инициатором выступает консультант.
Родители, направленные на консультацию к специалистам воспитателями или другими
педагогами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.
Образованные родители имеют обширные сведения о состоянии здоровья ребенка, причинах
возникновения и методах лечения основных нарушений в развитии, но мало компетентны в педагогических аспектах воспитания и обучения. Поддерживая беседу в медицинском направлении, специалист помогает родителям перейти к обсуждению проблем социализации ребенка
Отношение родителей к консультанту
От того, как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встречи.
Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители детей без снижения интеллекта изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к
возможностям консультирования и решению проблем ребенка свойственно родителям детей с нарушением интеллекта. Часто такие родители отказываются признавать свою роль в возникновении проблем у ребенка и их наличие вообще.
Настороженное отношение к консультанту свойственно родителям детей со сложными нарушениями в
развитии, т.к. они не верят в возможность помощи немедикаментозного характера, нередко имеют негативный опыт общения с родителями обычно развивающихся сверстников и бывают приятно удивлены осведомленностью педагога-консультанта о причинах основных дефектов развития их ребенка и о методах коррекции. Через
недоверие и настороженность такие родители часто приходят к пониманию необходимости психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Правила консультирования родителей:
1. Цель консультирования – не выдача готовых рецептов, как действовать и что делать, а выявление внутренних ресурсов семьи, отца, матери, детей, чтобы они сами справлялись с поиском решений, путей и т.д., стремились преодолеть возникающие
трудности.
2. Исходить из интересов ребенка, обеспечить развитие его личности и руководствоваться принципом «Не навреди!».
3. Проявлять такт, вежливость, учитывать возрастные и психологические особенности членов семьи и снимать необоснованные суждения, оскорбительные намеки.
4. Не разглашать данные, которые носят конфиденциальный характер.
5. Не забывать, что открытость с нами (педагогами) родители проявляют тогда, когда мы ее проявляем и не используем ее во вред семейным отношениям.
Условия эффективной работы консультанта.
Исследованиями были выявлены профессионально важные качества консультанта, которые набрали
наибольшее количество баллов, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания:
умение активно
слушать
умение понятно
говорить
профессионализм
понимать
последствия своего влияния
здравый смысл
самообразование
личная
ответственность
уверенность в себе
заинтересованность
в общении
тактичность
внимательность
понимание себя
саморегуляция
увлеченность
профессией
интеллектуальность
эмоциональная
устойчивость
самоуважение
доброжелательность
не давать
нравственных оценок
владение теорией
стрессоустойчивость
эмпатийность
рефлексия
внимание к деталям
позитивный настрой
Консультант - это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко понимающий ребёнка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребёнку.
Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия консультанта,
в процессе проведения бесед:
·
умение
консультанта создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или
другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать
свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении
трудностей ребёнка;
·
формирование
у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
·
предупреждение
клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска
форм психолого-педагогической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие
установки на ожидание немедленных результатов.
В начале беседы
нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем
ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также
коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их
разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед
ребёнком, на какое будущее его ориентировать.
На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение консультантом результатов
психолого-медико-педагогического обследования, а также их совместное обсуждение. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они
получили от консультанта.
Встреча с каждым новым родителем непредсказуема и требует от консультанта не только умения «с
лету» анализировать и обобщать только что полученную от родителей информацию, но и максимальной гибкости в беседе с родителем. Консультирующий педагог должен производить впечатление максимально компетентного и культурного человека, имеющим достаточно респектабельную внешность и говорящим достаточно богатым
литературным языком; он также должен быть уравновешенным, доброжелательным и относительно открытым в общении. При этом консультант должен владеть навыками регулирования социальной дистанции: чрезмерная фамильярность или, наоборот, сдержанность могут произвести неблагоприятное впечатление. Наконец, консультант
должен просто любить детей.
Практически для всех родителей работает универсальная формула консультации:
ПОДДЕРЖКА –
АНАЛИЗ – ДИАЛОГ – РЕКОМЕНДАЦИИ – ПОДДЕРЖКА
Это означает, что
недопустимо говорить только о недостатках ребенка, также как и недопустимо
начинать с недостатков.
Это означает, что
нельзя просто перечислить родителю итоговые результаты тестирования ребенка.
Это означает, что
нельзя выступать в роли «третейского судьи» в консультации.
Это означает, что
диагностическая картина должна быть дополнена конкретными рекомендациями по
развитию тех или иных способностей. Диагноз без лечения не имеет смысла.
Это означает, что
в итоге у родителя должен остаться оптимистический настрой, даже несмотря на
получение информации о прогнозируемых проблемах у ребенка.
УСПЕХОВ ВАМ В
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ!