Ақмола облысы білім басқармасы "Астрахан ауданы, Астрахан ауылы, № 15 психологиялық - педагогикалық түзету кабинеті" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КГУ "Кабинет психолого-педагогической коррекции №15, село Астраханка, Астраханский район" Управления образования Акмолинской области

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Консультирование родителей детей с особыми образовательными потребностями как одно из направлений деятельности КППК»

07.06.2018

«Консультирование родителей детей с особыми образовательными потребностями как одно из

направлений деятельности КППК»

 

Сегодня мы поговорим о том, как на базе КППК организовать и плодотворно вести консультативную практику.

Консультативная деятельность – это оказание помощи детям, их родителям

(законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ООП. Особенностью консультативной работы в КППК является то, что непосредственным “получателем” психолого-педагогической помощи (клиентом)

является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, мы оказываем подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Мы только даём советы; реализовывать их – задача клиента. Несмотря на такую специфику консультативной работы с детьми с ООП, их

родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности КППК.

 

Консультативная работа в КППК предполагает следующие направления: в форме собственно

консультирования по вопросам обучения, воспитания и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы с родителями и участниками педагогического процесса в организациях образования.

 

Несмотря на неповторимость каждой консультации, всех родителей, тем не менее, эмпирически можно разделить на условные группы.

«Компетентные» родители.

Это наиболее

конструктивно настроенная часть родителей, имеющих адекватное представление о

работе консультанта. Они настроены на положительный контакт с консультантом и

готовы конструктивно обсуждать особенности своего ребенка. Можно быть

уверенным, что такие родители воспользуются рекомендациями консультанта.

 

«Некомпетентные скептики».

Эта категория

родителей вызывает максимальный дискомфорт у консультанта. Часто это люди,

видящие в консультанте либо «болтуна и дармоеда», либо «жаждущего поставить

клеймо». Они приходят со своей предвзятой установкой и часто не хотят слышать

то, что им говорит консультант. Именно у этой категории родителей особенно

сильна психологическая защита.

В работе с такими

клиентами желательно, во-первых, показать Вашу искреннюю заинтересованность в

успехах ребенка. Предоставьте родителям свободу выбора: прислушаться к Вашим

рекомендациям или нет. Покажите, что Вы искренне верите в то, что родителями

сделано все возможное для ребенка. Тем не менее, если Вам не удалось сделать из

этого скептика Вашего союзника, помните, что и Вы сделали все возможное.

 

«Формальные представители».

Обычно это бабушки

или другие родственники, которые просто «пришли за бумажкой». Будьте уверены,

что они имеют свои непоколебимые представления о своем ребенке и в будущем

будут винить в неудачах плохую наследственность, окружение и учителя. Такие

родственники также вряд ли будут внимательно слушать Вас.

Тем не менее,

покажите и Вы свою социальную «благонадежность»: отработайте эту бессмысленную

консультацию по полному плану и не забудьте похвалить малыша и его родителей.

Скажите им, что Вы верите в их педагогическую компетентность и опыт. Надо

сказать, что иногда «формального представителя» вполне удается превратить в

заинтересованное лицо.

 

 

«Родители «плохого» ребенка» («Жертвы обстоятельств»).

Это нечасто

встречающаяся категория родителей, которые изначально считают ребенка

«неудачником». Они как бы говорят: «Ну вот, я так и знала, что он хуже

других!». Именно этим

родителям,

несмотря даже на объективно низкие результаты, необходимо помочь поверить в

своего ребенка. Показать, что именно эмоциональное участие поможет малышу в его

учебе. Найти все его достоинства и нераскрытые возможности. Можно даже

показать, что основой его некоторых неудач является определенный ограниченный

недостаток, с которым можно работать целенаправленно.

 

«Бросающие» родители.

Иногда это не только родители–маргиналы. На консультации гораздо чаще встречаются вполне

добропорядочные родители, которые, с одной стороны, знают о проблемах своего

ребенка, а с другой – надеются, что «все обойдется без них». Они могут

прикладывать значительные усилия, чтобы обеспечить ребенка компетентной помощью

специалистов, но сами предпочитают избегать целенаправленной работы со своим

малышом. В этом случае особенно важно подчеркнуть значение содержательных

контактов ребенка именно с родителями. Акцент на материальном обеспечении

иногда может быть индикатором «реакции ухода» от проблем, связанных с ребенком.

Наконец, можно выделить категорию «симбиотичных родителей».

Такие родители всегда в курсе эмоциональных и познавательных проблем своего малыша. Они упорно

с ним занимаются, иногда даже оставив работу, оберегают от различных, с их

точки зрения нежелательных, контактов. Они пытаются как бы вылепить из своего

ребенка свой идеал. Ребенок растет в «оранжерейных» социальных условиях, тоскуя

по детским играм со сверстниками. Можно восхищаться самопожертвованием таких

родителей, но всегда следует помнить, что в таких случаях ребенок оказывается

жертвой проекции родительских проблем. Лишенные права на автономную

эмоциональную жизнь, такие дети быстро теряют интерес к учению и часто

производят впечатление «ненаигравшихся».

Безусловно, перечисленные категории родителей не являются исчерпывающими и Вы, возможно, имеете об этом собственные представления.

 

Специально проведенные исследования в области коррекционной педагогики позволили выделить ряд специфических особенностей личности родителей детей с особыми

образовательными потребностями.

Родители детей с нарушениями речи, слуха, зрения без снижения интеллекта:

- прилагают усилия

для компенсации нарушения в развитии ребенка;

- испытывают

озабоченность и чувство тревоги о будущем ребенка;

- адекватно

оценивают рекомендации специалистов медицинского и педагогического профиля.

 

Родители детей с нарушением интеллекта, как правило:

- агрессивны,

склонны к конфликтам или чрезмерно пассивны;

- склонны к

обвинению специалистов медицинского, педагогического профиля в проблемах

развития ребенка, пренебрегают их рекомендациями;

- занимают

позицию: «Мой ребенок нормальный, все само пройдет».

 

Родители детей со сложными нарушениями в развитии:

- испытывают

чувство вины за состояние здоровья ребенка или обвиняют медицинский персонал;

- настороженно

относятся к педагогам, с недоверием воспринимают их рекомендации;

- нервно истощены,

испытывают психологический дискомфорт, психологически нестабильны, внутренне

напряжены;

- характеризуются

недоверием к миру.

 

 

Данные особенности личности родителей детей с ОВЗ следует учитывать консультанту при планировании

и прогнозировании успешности консультативных бесед.

 

Основные этапы индивидуальной консультативной работы

Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий процесс, требующий

определённой организации. Для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам:

1. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по

поводу истории развития ребёнка может происходить в форме интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его

общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.)

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения

особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и

эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик.

 

Построение и принципы организации консультирования родителей детей с проблемами развития не

отличаются от консультирования обычно развивающихся детей. Однако проведение беседы с такими родителями требует от консультанта повышенного уровня знаний медицинского аспекта волнующих их проблем, а также готовности решать проблемы не только детей, но также семейных взаимоотношений и личностного статуса

каждого члена семьи. В большинстве случаев эти проблемы взаимосвязаны с вопросами успешности обучения детей и их несоответствия ожиданиям родителей, а также особенностям поведения детей и их социализацией вообще.

 

При организации консультирования родителей детей с ООП следует учитывать ряд особенностей их

личностной сферы: мотивацию обращения к консультанту, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы.

 

Мотивация, с которой родители приходят на консультацию

Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, составляют большинство из тех,

кто имеет детей с парциальными нарушениями без снижения интеллекта. Они практически всегда выступают инициаторами консультирования.

 

Немотивированные родители не знают, чем им может помочь консультант, часто не признают проблем

ребенка в эмоционально-личностной сфере и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с консультантом. Практически всегда инициатором выступает консультант.

Родители, направленные на консультацию к специалистам воспитателями или другими

педагогами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.

Образованные родители имеют обширные сведения о состоянии здоровья ребенка, причинах

возникновения и методах лечения основных нарушений в развитии, но мало компетентны в педагогических аспектах воспитания и обучения. Поддерживая беседу в медицинском направлении, специалист помогает родителям перейти к обсуждению проблем социализации ребенка

Отношение родителей к консультанту

От того, как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встречи.

Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители детей без снижения интеллекта изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к

возможностям консультирования и решению проблем ребенка свойственно родителям детей с нарушением интеллекта. Часто такие родители отказываются признавать свою роль в возникновении проблем у ребенка и их наличие вообще.

Настороженное отношение к консультанту свойственно родителям детей со сложными нарушениями в

развитии, т.к. они не верят в возможность помощи немедикаментозного характера, нередко имеют негативный опыт общения с родителями обычно развивающихся сверстников и бывают приятно удивлены осведомленностью педагога-консультанта о причинах основных дефектов развития их ребенка и о методах коррекции. Через

недоверие и настороженность такие родители часто приходят к пониманию необходимости психолого-педагогического сопровождения ребенка.

 

 

Правила консультирования родителей:

1. Цель консультирования – не выдача готовых рецептов, как действовать и что делать, а выявление внутренних ресурсов семьи, отца, матери, детей, чтобы они сами справлялись с поиском решений, путей и т.д., стремились преодолеть возникающие

трудности. 

2. Исходить из интересов ребенка, обеспечить развитие его личности и руководствоваться принципом «Не навреди!».

3. Проявлять такт, вежливость, учитывать возрастные и психологические особенности членов семьи и снимать необоснованные суждения, оскорбительные намеки.

4. Не разглашать данные, которые носят конфиденциальный характер.

5. Не забывать, что открытость с нами (педагогами) родители проявляют тогда, когда мы ее проявляем и не используем ее во вред семейным отношениям.

 

 

Условия эффективной работы консультанта.

 

Исследованиями были выявлены профессионально важные качества консультанта, которые набрали

наибольшее количество баллов, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания:

умение активно

слушать

умение понятно

говорить

профессионализм

понимать

последствия своего влияния

здравый смысл

самообразование

личная

ответственность

уверенность в себе

заинтересованность

в общении

тактичность

внимательность

понимание себя

саморегуляция

увлеченность

профессией

 

интеллектуальность

эмоциональная

устойчивость

самоуважение

доброжелательность

не давать

нравственных оценок

владение теорией

стрессоустойчивость

эмпатийность

рефлексия

внимание к деталям

позитивный настрой

 

Консультант - это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко понимающий ребёнка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребёнку.

 

Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия консультанта,

в процессе проведения бесед:

·        

умение

консультанта создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или

другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать

свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении

трудностей ребёнка;

·        

формирование

у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;

·        

предупреждение

клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска

форм психолого-педагогической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие

установки на ожидание немедленных результатов.

 

В начале беседы

нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем

ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также

коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их

разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед

ребёнком, на какое будущее его ориентировать.

На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение консультантом результатов

психолого-медико-педагогического обследования, а также их совместное обсуждение. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они

получили от консультанта.

Встреча с каждым новым родителем непредсказуема и требует от консультанта не только умения «с

лету» анализировать и обобщать только что полученную от родителей информацию, но и максимальной гибкости в беседе с родителем. Консультирующий педагог должен производить впечатление максимально компетентного и культурного человека, имеющим достаточно респектабельную внешность и говорящим достаточно богатым

литературным языком; он также должен быть уравновешенным, доброжелательным и относительно открытым в общении. При этом консультант должен владеть навыками регулирования социальной дистанции: чрезмерная фамильярность или, наоборот, сдержанность могут произвести неблагоприятное впечатление. Наконец, консультант

должен просто любить детей.

 

Практически для всех родителей работает универсальная формула консультации:

ПОДДЕРЖКА –

АНАЛИЗ – ДИАЛОГ – РЕКОМЕНДАЦИИ – ПОДДЕРЖКА

 

Это означает, что

недопустимо говорить только о недостатках ребенка, также как и недопустимо

начинать с недостатков.

Это означает, что

нельзя просто перечислить родителю итоговые результаты тестирования ребенка.

Это означает, что

нельзя выступать в роли «третейского судьи» в консультации.

Это означает, что

диагностическая картина должна быть дополнена конкретными рекомендациями по

развитию тех или иных способностей. Диагноз без лечения не имеет смысла.

Это означает, что

в итоге у родителя должен остаться оптимистический настрой, даже несмотря на

получение информации о прогнозируемых проблемах у ребенка.

УСПЕХОВ ВАМ В

КОНСУЛЬТИРОВАНИИ!

 

Просмотров: 423


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст