Особенности формирования связной речи детей, имеющих проблемы
речевого развития.
К числу важнейших задач логопедической работы
с детьми имеющими проблемы речевого развития, относится формирование у них
связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного
преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему
школьному обучению.
Успешность обучения детей во многом зависит от уровня овладения ими
связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов,
умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения
– все эти и другие действия требуют
достаточного, уровня развития связной диалогической и монологической речи.
Понятие «связная речь» относится как к
диалогической, так и к монологической формам речи.
Для анализа состояния связной речи детей и
разработки системы её целенаправленного формирования особое значение
приобретает внутренний замысел, общая смысловая схема высказывания,
целенаправленный выбор слов, отбор синтаксических конструкций, контроль за
использованием языковых средств.
В ряде исследований с позиции психологии и
психолингвистики освещаются вопросы формирования речевой деятельности, у детей.
По данным А.А.Люблинской, переход внешней речи во внутренний план в норме
происходит к 4-5 летнему возрасту. Установлено, что речь 4-5 летних детей
принципиально не отличается от речи взрослых по наличию в ней этапа внутреннего
программирования.
В преддошкольном периоде речь ребенка, как
средство общения с взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с
конкретной наглядной ситуацией. Осуществляясь в диалогической форме, она носит
выраженный, ситуативный характер.
Изменение условий жизни с переходом к
дошкольному возрасту, появление новых видов деятельности, новых отношений с
взрослыми приводит к возникновению связной контекстной речи. Переход к этой
форме речи определяется усвоением грамматических форм развернутых высказываний.
Одновременно происходит, и дальнейшее усложнение диалогической формы речи.
Исследователи отмечают, что элементы
монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей
уже в возрасте 2-3 лет. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать
монологической речью, т.к. к этому времени в целом завершается процесс фонематического
развития речи, и дети, в основном усваивают морфологический, грамматический и
синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, О.С. Ушакова).
В старшем дошкольном возрасте заметно
снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4х лет
детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и
повествование, а на 7-м году жизни — короткие рассуждения.
Однако полноценное овладение детьми навыками
монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения
при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса.
Формирование связной речи детей, имеющих
проблемы речевого развития, значительно отстает от возрастной нормы, имеет ряд
характерных специфических особенностей. Это касается в первую очередь детей с
общим недоразвитием речи.
Дети с ОНР 1уровня в самостоятельном общении
не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного
высказывания.
У детей с ОНР 2уровня появляются начатки
общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие
2-х,3х,4х словной фразы. Связная речь характеризуется недостаточной
передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться, к простому
перечислению событий, действий или предметов. Детям со 2уровнем речевого
развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи
взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут
передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении
объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных
связей.
У детей с 3уровнем развития речи отмечается
специфическое своеобразие связной речи. Ограниченность словарного запаса,
отставание в овладении грамматическим строем языка затрудняет процесс развития связной
речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.
Недостаточная сформированность часто
проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают
трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового
оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение
связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных
элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение временных и
причинно-следственнных связей в тексте. Указанные специфические особенности
обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка,
неумением выделять главные и второстепенные элементы его замысла и связей между
ними, невозможность четкого построения целостной композиции текста. Одновременно
с этими ошибками обмечается бедность и однообразие используемых языковых
средств. Так, рассказывая о игрушках или событиях из собственной жизни, дети в
основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении
предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют
сложные предлоги простыми. Часто встречаются неправильное оформление связей
слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
Дети с фонетико – фонематическим
недоразвитием речи, обучающиеся в логопедической группе, по мере исправления и
совершенствования звуковой стороны речи и нормализации фонематического
восприятия оказываются способными к усвоению основной функции связной речи –
коммуникативной – в объеме, предусмотренном общеобразовательной программой.
У детей обогащается словарный запас,
совершенствуется умение использовать различные части речи в соответствии с
целью высказывания, развивается диалогическая и монологическая речь. Дети
учатся слушать текст, понимать его основное содержание, запоминать
последовательность изложения, осмысленно и связно передавать текст, правильно
оформив его фонетически. Качество связной речи зависит от уровня речевого
развития ребенка с ФФН и от эффективности предшествующей коррекционной работы
по формированию звукопроизношения, фонематического восприятия и других, видов
работы по развитию речевой деятельности.
Таким образом, формирование связной
монологической речи старших дошкольников с речевыми нарушениями приобретает
первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
На полноценное овладение детьми
монологической речью должна быть направлена работа по развитию у них
лексических и грамматических языковых навыков