«Работа инструктора ЛФК с Детьми с Аутизмом»
Возраст |
6 лет |
Диагноз |
Аутизм |
Специалист |
Инструктор ЛФК Кусаинова Г.А. |
Пояснительная записка
Аутизм, а точнее - расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных детей нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития.
Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, аномалии социального функционирования и особенностей поведения сохраняются на протяжении всей жизни.
ЛФК для детей с аутизмом признается ценным методом коррекционной работы. Популярностью пользуется не зря, так как оказывает комплексное действие на проблемы, характерные для людей с таким диагнозом.
Зачем нужна ЛФК детям с аутизмом?
Кроме рутинной, необходимой каждому растущему организму физической нагрузки, занятия с инструтором ЛФК, знающим особенности детей с расстройством, физкультура с детьми с аутизмом, помогает развивать нужные в социальном плане навыки.
Осознанное управление телом, что в будущем помогает контролировать навязчивые повторяющиеся движения.
Способность к наследованию отдельных действий и комплексов занятий. Ребенок с расстройствами аутического спектра учится правильно двигаться, подражая взрослым.
Внимательность, умение следовать инструкции, состоящей из нескольких последовательных пунктов.
Коммуникативные навыки. Занятия проходят в небольших постоянных группах. Есть упражнения, которые выполняются парно. В итоге так налаживается взаимодействие со сверстниками. Ребенок учится общаться с одним человеком и в группе, вести диалог, работать совместно.
ЛФК для детей с аутизмом приносит пользу, но стоит понимать нюансы восприятия мира особенных детей.
Родители и тренеры сталкиваются с рядом типичных проблем на занятиях:
- На первых занятиях, присутствие незнакомых людей может напугать ребенка, отбить желание заниматься. Возможен приступ агрессии в виде реакции на то, что внимание уделяется не только ему.
- Затруднения с выполнением конкретных упражнений из-за неразвитой способности к пространственному координированию движений своего тела.
- Непонимание происходящего, неспособность следовать инструкциям. Если у ребенка не получается выполнить упражнение правильно, или он не понимает сути происходящего на занятии, то может возникнуть непредсказуемая ответная реакция. От попытки убежать и спрятаться, – до проявлений агрессии по отношению к инструктору ЛФК.
- Появление стереотипных движений вследствие ослабленного самоконтроля. В таких случаях, лучше прекратить занятие до восстановления контроля за телом.
Подобные проблемы встречают едва ли не каждого ребенка с аутизмом, который впервые приходит на занятие. Знают о них и квалифицированные инструктора ЛФК.
Как и в других направлениях терапии, ЛФК с детьми с аутизмеом применятся не только для развития физической стороны ребенка. Правильно подобранный комплекс упражнений улучшает коммуникативные навыки.
Для лучших результатов, детям с аутизмом рекомендуют выполнять такие упражнения:
Цель: Развитие крупной моторики
Задача:
Учить детей внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит;
1.Учить ребенка выполнять речевые инструкции взрослого;
2.Учить детей выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
3.Ходьба выполняется по показу и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов
4.Учить детей выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого.
5.Формировать у оебенка интерес к участию в подвижных играх.
6.Обучать правилам некоторых подвижных играх.
7.Учить ребенка ходить по дорожке и следам.
8.Учить ребенка бросать мяч в цель двумя руками.
9. Учить ребенка ловить мяч среднего размера.
10.Учить ребенка строится и ходить в шеренге по опорному знаку- веревки, ленте, палки.
11.Учить ребенка подтягиваться на перекладине
12.Учить ребенка прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками.
13.Учить ребенка ползать по гимнастической скамейке.
14.Формировать у ребенка умение проползать под скамейкой.
15.Вертик.установку тело, опорную реакцию ног и реакции равновесия можно тренировать использую прыгалки.
16.Учить ходить на носках, с перешагиванием через палки.
17.Учить ребенка выполнять скрестные движения руками.
18.Учить ребенка передвигаться прыжками вперед.
19.Учить ребенка ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить высоко поднимая колени, как цапля.
20. Выполнять некоторые движения по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, за голову, на плечи);
Благодаря таким возможностям, ЛФК для детей с аутизмом становится не только необходимой физической нагрузкой. Это – обучающие занятия, направленные на коррекцию сразу всех характерных для детей с РАС, расстройств поведения.