Воспитание в системе специального образования
«…Чтобы любить жизнь,
не обязательно иметь все блага мира.
Для этого достаточно научиться ценить её и знать,
что всё в наших руках…»
П. Астахов.
В специальной педагогике воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педагогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Цели специального воспитания могут быть представлены комплексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков :
Специфической особенностью воспитания в системе специальной педагогики является- помощь, для реализации самопомощи, т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни.
Содержание воспитания.
Педагог , воспитатель, определяя содержание индивидуальной программы воспитания для конкретного ребенка, исходит с одной стороны, из существующих для данного возраста общепринятых требований, а с другой стороны – их индивидуальных возможностей именно этого человека , обусловленных биологическими социальными факторами, определяющими темп и объем освоения необходимых компетенций, а также его мотивационно- ценностных установок
Ранний возраст (0-2 года)
Дошкольный возраст (3-6 года)
Младший школьный возраст
Старший школьный возраст
Старший школьный возраст
Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями
- Принцип нормализации – предполагает, что воспитание ребенка с ОВ жизнедеятельности должно протекать в естественной, обычной для любого ребенка среде, не изолированно , а в окружении и взаимодействии с обычными воспитанниками и взрослыми .
- Принцип раннего начала, интервенционного, развивающего характер и превентивности – специального воспитания предусматривает не только коррекционно–воспитательную , но и предупреждение возможных отклонений личностного развития благодаря опережающим коррекционно-воспитательным мерам и ориентации воспитателя на «зону ближайшего развития ребенка»
Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями
-Принцип коррекционно-развивающей и компенсирующей направленности воспитания– предусматривает организацию работы с ребенком , благодаря которой необходимые социокультурные нормы и ценности, недоступные для освоения обычным путем, будут осваиваться с использованием специальных средств и обходных путей, через развитие компенсаторных механизмов в сенсамоторике и психике.
- Генетический принцип - обязательный для правильной организации коррекционно-воспитательного процесса, на данных специальной психологии о том, что развитие психики детей с ограниченными возможностями подчиняется тем же закономерностям, которые свойственны развитию нормального ребенка
Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями
-Принцип социально-адаптирующей направленности– предполагает построение работы, которое будет содействовать формированию у воспитанника социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой, нормальной жизни современного человека, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свое существование. -Принцип социально-адаптирующей направленности– предполагает построение работы, которое будет содействовать формированию у воспитанника социальной и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой, нормальной жизни современного человека, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свое существование.
- Принцип деятельности - практического освоения социокультурных норм и ценностей, жизненно значимых компетенций
Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями
-Принцип индивидуально-личностного подхода – к организации воспитательного процесса и к оценке его результатов. Значимые различия в возможностях освоений социокультурных компетенций предполагают разработку и реализацию индивидуальных программ формирования и развития личности.
- Принцип единства воспитания, обучения и оздоровления - подчеркивает неразрывную связь воспитания с обучением и коррекционной работой.
Общие и специальные принципы воспитания детей с ограниченными возможностями
-Принцип формирования личностного стиля взаимопонимания– предполагает присутствие в воспитательном процессе сложнейшего коммуникативного комплекса действий, ориентированного на коррекционно-воспитательные цели. Его основой являются глубоко личностные отношения между воспитателем и ребенком.
- Принцип создания положительного эмоционального фона- радость от жизни и доверие к ней являются динамическими условиями вовлеченности и идущего от собственного желания ребенка включения в жизнедеятельность
- Принцип создания положительного эмоционального фона- радость от жизни и доверие к ней являются динамическими условиями вовлеченности и идущего от собственного желания ребенка включения в жизнедеятельность
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Внеурочная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.