Ақмола облысы білім басқармасы "Астрахан ауданы, Астрахан ауылы, № 15 психологиялық - педагогикалық түзету кабинеті" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
КГУ "Кабинет психолого-педагогической коррекции №15, село Астраханка, Астраханский район" Управления образования Акмолинской области

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Дайындаған дефектолог Удовиченко О.П.Арнайы білім берудегі тәрбиелік жұмыс

03.08.2020

Воспитание в системе специального образования

«…Чтобы  любить жизнь,

не обязательно иметь все блага мира.

Для этого достаточно научиться  ценить её и знать,

что всё в наших руках…»

                                                                                         П. Астахов.

 

В специальной  педагогике  воспитание -   целенаправленное социальное  взаимодействие, смыслом которого является специальная  педагогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Цели специального воспитания  могут  быть   представлены  комплексом педагогических задач, направленных на  формирование у детей  следующих качеств и навыков :

  • Постижение  жизненных ценностей   и установление   определенных ценностных ориентаций.
  • Освоение базовых составляющих  человеческой  культуры и формирование  культуры его собственной  личности- культуры  знания,  культуры  чувств и творческого  действия.
  • Обретение  чувства  доверия и интереса к жизни и окружающему миру.
  • Познание собственной  личности, ее возможностей и  границ развития.
  • Становление  и реализация способности к  мотивации  саморазвития и самопомощи.
  • Навыки контроля и самоконтроля, самооценки  собственной  деятельности и поведения.
  • Ориентирование в окружающем мире, в социальных отношениях.

Специфической  особенностью  воспитания  в  системе специальной  педагогики  является- помощь, для  реализации самопомощи, т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку)  в самостоятельном   осуществлении собственной  жизни.

Содержание  воспитания.

Педагог , воспитатель, определяя содержание   индивидуальной  программы  воспитания  для  конкретного ребенка,  исходит с  одной  стороны, из  существующих   для  данного возраста общепринятых требований, а с другой  стороны – их индивидуальных  возможностей  именно  этого человека , обусловленных  биологическими социальными  факторами, определяющими  темп и  объем освоения необходимых компетенций, а  также  его мотивационно- ценностных установок

Ранний  возраст   (0-2 года)

  • Обеспечение  ребенку позитивного эмоционального фона, чувства  безопасности, психологического комфорта;
  • Стимулирование и обеспечение целенаправленной  поддержки, развитие и коррекция у него сенсомоторных умений;
  • Создание  развивающей  среды, способствующей преодолению недостатков восприятия, движений, затруднений в формировании речи;
  • Помощь в  овладении простейшими навыками взаимодействия с окружающими  людьми и предметами, способами  самообслуживания.

Дошкольный  возраст (3-6 года)

  • Процесс воспитания  обогащается областями  деятельности, ориентированными на формирование социального взаимодействия и способности к  адекватному  поведению в  простейших ситуациях  морально- этического характера.
  • Продолжается и расширяется специальная педагогическая поддержка в развитии всех форм речи, мышления и общения.
  •  Ведется работа по совершенствованию  и обогащению моторных функций,  координации движений в  действиях и операциях  с предметами, формированию способности к  моторному  самоконтролю.
  • Развиваются  гигиенические  и  простейшие бытовые навыки, а также  навыки самообслуживания.
  • Значительное  внимание  уделяется  развитию и коррекции эмоциональной  сферы.
  • Постепенно начинается и последовательно углубляется  работа  по  приобретению ребенком интеллектуального багажа, игровых и учебно-познавательных  умений.

Младший школьный  возраст

  • Значение  приобретают  формирование  навыков социального взаимодействия, сотрудничество и кооперации, уточнение  и  дальнейшее развитие личностных качеств и свойств;
  • Развиваются социально значимые личностные качества – самостоятельность, готовность оказывать помощь и умение  принимать ее, способность к  самопомощи, ответственность, уверенность в  себе и своих силах , решительность, доброта и др.
  • Постоянно и повсеместно ведется психолого- педагогическая подготовка подрастающего человека к  жизни и  деятельности в  обществе, в том  числе в детском и подростковом обществе.
  • Большое  внимание  уделяется  формированию гуманистического типа отношений,  для  которых необходимы  эмоционально – положительное  восприятие окружающих,  встречная  тактичность и деликатность, адекватная  самооценка и максимально реалистичная  установка в оценке  самого  себя, и своего  дефекта, естественное  проявление  навыков психологической  защиты от  агрессивного отношения  социума , микросреды.

Старший школьный  возраст

  • В  школьном  возрасте  в  соответствии  с возрастными  особенностями воспитанников осуществляются их гражданское воспитание - осознание себя жителем родного города, села  улицы, гражданином  своей  страны.
  • Формирование  навыков  социального обихода которые у обычного ребенка появляются  в  процессе жизнедеятельности  легко, как бы сами собой.  Уход за  собой- одевание, поддержание  чистоты  тела и одежды, гигиена  еды и  т.д.
  • Когнитивные (познавательные)  умения- восприятие  и различение предметов и объектов  действительности, восприятие  людей, животных, растений, усвоение понятий и представлений, связанных  с воспринимаемыми  объектами, а также с количественно- пространственно- временными  отношениями.
  • Физическая ловкость- участие в  подвижных играх и  т.д.

Старший школьный  возраст

  • Домашняя деятельность – участие в  повседневных делах, поддержание  чистоты  и порядка, приготовление  еды,  мойка посуды, покупки, и  т.д.
  • Социальный обиход-  принятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения.
  • Музыкальная  и театрализованная деятельность- активное  участие  в  занятиях по  пению, музицированию, в детских инсценировках.
  • Речь – владение  голосом  и звукообразованием, составление простых высказываний,  готовность к сообщению, к речевому выражению эмоциональных состояний и переживаний и т.д.
  • Подготовка к выбору  профессии, к повседневной  практической  деятельности, занятости – овладение  навыками пользования  инструментами  и материалами, необходимыми  в той или иной  работе, умение  контролировать процесс ее выполнения, оценивать ее результаты, в  том  числе и эмоционально.

Общие и специальные  принципы воспитания  детей  с ограниченными  возможностями

-  Принцип нормализации – предполагает, что   воспитание  ребенка с ОВ  жизнедеятельности должно протекать в естественной, обычной для любого ребенка  среде, не  изолированно , а в окружении и взаимодействии с обычными   воспитанниками и взрослыми .

Принцип раннего начала, интервенционного, развивающего  характер и превентивности – специального воспитания предусматривает  не  только коррекционно–воспитательную , но и предупреждение  возможных отклонений личностного  развития благодаря опережающим коррекционно-воспитательным мерам и ориентации воспитателя на «зону ближайшего развития  ребенка»

Общие и специальные  принципы воспитания  детей  с ограниченными  возможностями

-Принцип коррекционно-развивающей и компенсирующей направленности воспитания–  предусматривает организацию работы  с ребенком , благодаря которой  необходимые социокультурные нормы и ценности, недоступные  для  освоения  обычным путем, будут осваиваться с использованием специальных средств и обходных путей, через развитие  компенсаторных механизмов  в  сенсамоторике и   психике.

Генетический  принцип -  обязательный  для  правильной  организации коррекционно-воспитательного процесса, на  данных специальной  психологии о том, что развитие  психики  детей с ограниченными  возможностями подчиняется тем же  закономерностям, которые свойственны развитию нормального ребенка

Общие и специальные  принципы воспитания  детей  с ограниченными  возможностями

-Принцип социально-адаптирующей направленности–  предполагает построение  работы,  которое будет содействовать формированию у воспитанника социальной и личностной  стабильности, готовности к  ведению доступной для  него  независимой, нормальной  жизни современного человека, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свое существование. -Принцип социально-адаптирующей направленности–  предполагает построение  работы,  которое будет содействовать формированию у воспитанника социальной и личностной  стабильности, готовности к  ведению доступной для  него  независимой, нормальной  жизни современного человека, полноценному включению в общество, развитию чувства ответственности за свое существование.

Принцип  деятельности  -  практического освоения социокультурных  норм и ценностей, жизненно значимых  компетенций

Общие и специальные  принципы воспитания  детей  с ограниченными  возможностями

-Принцип индивидуально-личностного подхода –  к организации воспитательного процесса и к  оценке его результатов. Значимые  различия в возможностях освоений социокультурных компетенций  предполагают разработку и реализацию индивидуальных программ формирования и  развития  личности.

Принцип  единства воспитания, обучения и оздоровления  -  подчеркивает  неразрывную связь воспитания с обучением и коррекционной  работой.

Общие и специальные  принципы воспитания  детей  с ограниченными  возможностями

-Принцип формирования личностного стиля  взаимопонимания–  предполагает присутствие  в воспитательном  процессе сложнейшего коммуникативного комплекса действий, ориентированного на  коррекционно-воспитательные цели. Его основой  являются  глубоко личностные отношения между воспитателем и ребенком.

Принцип  создания  положительного  эмоционального фона-  радость от  жизни и  доверие  к  ней являются динамическими условиями вовлеченности  и идущего  от собственного желания ребенка включения в  жизнедеятельность

Принцип  создания  положительного  эмоционального фона-  радость от  жизни и  доверие  к  ней являются динамическими условиями вовлеченности  и идущего  от собственного желания ребенка включения в  жизнедеятельность

  • Принцип  воспитания личности  через творчество  -  предполагает , что воспитание  детей   с ограниченными возможностями  в условиях творческой  деятельности имеет большое  значение  прежде всего как способ формирования и развития у них способности ориентироваться  в окружающем мире, адаптироваться  к  нему и находить доступные средства самопомощи применительно к той или иной  жизненной ситуации.
  • , т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку)  в самостоятельном   осуществлении собСпецифической  особенностью  воспитания  в  системе специальной  педагогики  является- помощь, для  реализации самопомощиственной  жизни.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятийВнеурочная деятельность обучающихся - понятие, объединяющее все виды  деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Просмотров: 381


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст