13.08.2020
Первые программы по обучению и воспитанию детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными дефектологами уже в 60-е гг. XX в.
Согласно этим программам в специальных учреждениях должны проводиться работа по развитию и коррекции всех психических функций такой категории детей, развитие речи детей, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков, простейших навыков самообслуживания, расширение круга представлений и понятий об окружающем мире и др
.
Как правило, дети с глубокой умственной отсталостью проживают и воспитываются в специализированных Домах-интернатах Министерства социальной защиты. В соответствии с существующей инструкцией в такие учреждения принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии „и, кроме того, дети с комплексным дефектом, включающим олигофрению и нарушения опорно-двигательного аппарата.
*Однако в последнее десятилетие наметилась тенденция семейного воспитания детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Семьи, в которых появился ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, воспитывают его сами, не передают его, как это было распространено ранее, в Дом-интернат системы социальной защиты. Поэтому родители особенно остро нуждаются в квалифицированной психологической, педагогической, дефектологической помощи для полноценного воспитания такого ребенка в семье.
*Существенную помощь в воспитании и обучении детей с тяжелым нарушением интеллектуального развития оказывают лечебно-педагогические центры.
Последние отечественные исследования в этой области направлены на изучение возможности открытия специальных школ для детей с глубокой умственной отсталостью.

*Программа обучения содержит основные разделы общеобразовательного цикла, а также специальные разделы. Специальные разделы включают ознакомление с окружающим миром, занятия по социально-бытовой ориентировке. Такая направленность обучения позволяет подготовить детей к самостоятельной жизни при условии патронажной поддержки.
*В каждой стране воспитание и обучение глубоко умственно отсталых осуществляется по-разному: исходя из экономических условий, исторических традиций, культурного развития, социальной политики.
Выявление потенциальных возможностей лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями привело к тому, что в развитых странах мира им предоставлено право на образование, которое защищено рядом международных правовых документов.
К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов , страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
*Причины возникновения умственной отсталости разнообразны, К ним относятся наследственные заболевания , нарушения в строении и числе хромосом .
*Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития.
Степени умственной отсталости
*Идиотия – тяжелая (глубокая) степень.
*
*Имбецильность – средняя (умеренная степень).
*
*Дебильность – легкая степень.
Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью .
Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.
Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни
Образование умственно отсталых детей
Дошкольники - Центр реабилитации и абилитации
Специальные (коррекционные) ДОУ компенсирующего вида
Специальные группыпри массовых детских садах
Школьники- Специальные (коррекционные) школы
Специальные детские дома (для детей-сирот)
Обучениев домашних условиях
Блок образовательных
задач
Воспитатель проводит занятия:Обучение игре Уроки здоровья Лепка Аппликация Рисование Конструирование Ручной труд Трудовое воспитание Физическое воспитание Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром
*1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
*2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
*3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Принципы, методы и формы обучения основам наук в школах для детей с ЗПР и общеобразовательных школах.
Особенности обучения детей с задержкой психического развития

*Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах:
*- конституционального происхождения,
*- соматогенного происхождения,
*-психогенного происхождения
*- и церебрально-органического генеза.
Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка.
*Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.
*Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Эмоционально-волевая сфера детей отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности они могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы.
*ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.
*ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур.
*Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.
*Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями.
*Поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.
*В прямой зависимости от конкретного содержания учебного предмета (практические предварительные знания или научно-теоретическое обобщение) стоят и используемые при этом методы работы:
-практические действия с предметами,
-активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы,
--экскурсии,
-воссоздание определенных ситуаций,
-использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи,
- работы по картинкам,
-по наглядному образцу,
- по учебнику,
- по инструкции учителя и т.д.
*Целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.