Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья.
Что такое здоровье? С научной точки зрения это важнейший компонент, без
которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое,
психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было
дискомфорта, недомогания и болезней.
Нормальные показатели здоровья детей и подростков позволяют не только
формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную
активность, выполнять все возложенные функции и поручения.
На данный момент врачи
выделяют три основные составляющие здоровья: физическую, психологическую,
поведенческую.
Физическая
составляющая подразумевает
развитие органов и систем организма, их состояние, функционирование, а также
уровень роста.
Психологическая
составляющая –
психо-эмоциональное состояние, умственная деятельность, социальные потребности
человека, адекватность поведения в социуме.
Поведенческая
составляющая –
проявление своего состояния, умение общаться, выражать эмоции, настроение,
наличие жизненной позиции и желание приносить пользу обществу.
Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья также
рассматривается врачами-педиатрами на каждом этапе развития ребенка. Именно
поэтому в различных детских учреждениях учитываются анатомо-физиологические
особенности детей, их восприимчивость к тем или иным факторам, пониженная или
повышенная сопротивляемость организма в определенные возрастные периоды.
Одним из важнейших
показателей здоровья является физическое и психологическое развитие детей . То,
насколько развит ребенок, определяется на медицинских осмотрах, периодически
проводимых в медицинских учреждениях или школах. При обследовании важны и
функциональные показатели. Для этого измеряется жизненная емкость легких,
мышечная сила рук, становая сила.
В соответствии с
полученными результатами определяется группа здоровья: 1, 2, 3, 4, 5.
1 группа – здоровые дети с нормальным развитием.
2 группа – здоровые дети, но с некоторыми функциональными
отклонениями, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим
заболеваниям.
3 группа – дети с хроническими заболеваниями, но с
сохраненными функциональными возможностями организма.
4 группа – дети с хроническими заболеваниями, со
сниженными функциональными возможностями организма.
5 группа – дети с хроническими заболеваниями, со значительно
сниженными функциональными возможностями организма. Те, кто относится к данной
группе, не посещают детские учреждения и освобождены от массовых регулярных
осмотров.
Показатели психологического
здоровья ребенка и его нарушения
Физическое состояние
здоровья детей и его показатели немыслимы без знаний о том, как функционирует
нервная система ребенка, каково состояние зрения, слуха, развитие памяти,
внимания, речи и мышления. Физическое развитие как показатель здоровья детей
должно дополняться сведениями о психологическом состоянии. Раннее выявление
отклонений и направление ребенка к специалистам является важной задачей
педиатра.
Психологическому здоровью
детей всегда уделялось внимание, начиная с раннего возраста, поскольку это
необходимое условие для развития полноценной личности. Психологическое здоровье
неразрывно связано с физическим.
Что такое психологическое
здоровье, и каковы его показатели? Об этом пойдет речь ниже.
Психологическим здоровьем
человека принято считать внутреннюю гармонию тела, чувств, мыслей с внешней
гармонией – связью между самим человеком и окружающим миром, социумом.
Основные показатели
психологического здоровья у детей выражаются в следующих критериях: умении
понимать себя и окружающих людей; реализации своего потенциала в различных
видах деятельности; способности делать осознанный и правильный выбор; в
состоянии душевного комфорта; нормальном социальном поведении.
Психологическое
состояние делится на три уровня:
1. Креативный. К
нему относятся дети с устойчивой психикой, нормальной адаптацией к окружающей
среде, способностью справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход в
сложные жизненные моменты, умением и желанием творчески относиться к
реальности.
2. Адаптивный. Дети,
адаптированные к социальной среде, но отличающиеся повышенной тревожностью.
3. Дезадаптивный. Дети,
старающиеся приспособиться к тем или иным условиям или обстоятельствам, жертвуя
своими желаниями и возможностями.