Методика работы социального педагога с семьёй.
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог – это
педагог, исследующий социальное … воспитание всех возрастных групп и социальных
категорий людей…Цель работы социального педагога – создание благоприятных
условий для личностного развития ребёнка, оказание ему
социально-психологической помощи, защита ребенка.
Социальный педагог при работе с семьёй выступает в
трех основных ролях: Советник - рассказывает о развитии ребенка; дает
педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по
вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в
семье; информирует о существующих методах воспитания; разъясняет родителям
способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания
ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка.
Формы
социально - педагогической помощи семье.
Социальный патронаж - посещение семьи на дому с
диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями. Консультационные
беседы (индивидуальные и групповые) Социально - педагогический мониторинг семьи
- это система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах,
протекающих в семье, а т. ж. принятие на этой основе важных решений.
Основные задачи работы социальных педагогов с
родителями:- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение
родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с
практикой работы КППК.- Привлечение родителей к активному участию в
учебно-воспитательном процессе.- Формирование у родителей потребности в
самообразовании.- Ознакомление педагогов и родителей с разнообразными методами семейного
воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Работа социальных педагогов с родителями
осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.
Формы работы: общие и групповые собрания родителей, коллективные и
индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей воспитанников
КППК, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов,
фотомонтажи, выставки работ воспитанников.
Задача социального педагога в работе с семьей - это
разрешение кризисных ситуаций. Главная
цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого,
во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует
проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из
кризиса Социально-педагогическая деятельность в семье осуществляется на трех
уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном. Любую работу с
семьей социальный работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом
уровне. Здесь возможны два варианта деятельности: при добровольном обращении
клиентов - оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации
психолога; при недобровольном обращении - сбор достоверной информации о семье,
организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами
диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка
социального диагноза.
Консультирование - процесс взаимодействия между
двумя или несколькими людьми, в ходе которого знания консультанта используются
для оказания помощи консультируемому. Методы и приёмы консультирования: беседа;
включенное наблюдение; убеждение; одобрение или осуждение; приём активного
слушания; приём конфронтации;приём Я-послания;
телефонное консультирование метод «письмо-обращение»
Семейное консультирование в работе социального
педагога Составляющие семейного консультирования: оказание
социально-педагогической помощи в решении социальных проблем; разрешение
конфликтных ситуаций
Тематика социально-педагогического семейного
консультирования Воспитание детей в семье (решение проблем дезадаптации
ребенка, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, помощь в правовых
вопросах и т.д.)Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в
налаживании нормального общения как внутри семьи, так и с её ближайшим
окружением, содействие в разрешении внутри семейных отношений и т.д.)
Духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в
ценностных ориентациях членов семьи и т.д.)Организация
жизнедеятельности(привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка
для игр и отдыха ребенка, досуга и т.д.)Пропаганда здорового образа жизни.